Твой ум должен быть в гармонии с устройством Вселенной; твоё тело должно быть в ладу с движениями Вселенной; тело и ум должны быть как одно целое с помощью активности Вселенной
Морихей Уесиба

Возникновение харакири в Японии

  • Фото 1 / 1
12июля

Обряд харакири, который появился в среде сословия воинов в период развития и становления феодализма в Японии неразрывно связан с Бусидо, как часть морали.

Самураи и другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство, используя для этого метод харакири. Это происходило в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка, который в соответствии с нормами Бусидопозорил имя воина или же в случае смерти своего сюзерна. В более позднее время, в период Эдо, когда обряд сформировался окончательно, харакири производили по приговору суда, как наказание за совершенное преступление.

Харакири считалось привилегией самураев, которые гордились тем, что они могут вольно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда свою силу духа, самообладание и презрение к смерти. Обряд разрезания живота требовал от воина немалого мужества и выдержки, так как брюшная полость – является одним из наиболее чувствительных мест тела человека, в ней сосредоточено многих нервных окончаний. Как раз, поэтому самураи, считавшие себя смелыми, хладнокровными и волевыми воинами Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

Харакири дословно переводится “резать живот” (от “хара” – живот и “киру” – резать). Но слово “харакири” имеет еще и скрытый смысл. Если разобрать составное бинома “харакири” – понятие “хара”, то можно понять, что ему в японском языке соответствуют слова “живот”, “душа”, “намерения”, “тайные мысли” с таким же написанием иероглифа.

Начиная с эпохи Хэйан (IX-ХП в.), сэппуку уже становится обычаем воинов буси, при котором они оканчивали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. Тем не менее, обряд в то время еще не был массовым явлением. Самоубийство путем харакири получило широкое распространение у самураев только лишь в конце XII в., во времена борьбы за власть двух могущественных родов – Тайра и Минамото. С этого момента число случаев харакири постоянно возрастает; самураи делали себе сэппуку, чаще всего не желая попасть в плен, а также в случае смерти своего господина.

Харакири вслед за смертью своего господина (“самоубийство вслед”) имело название “оибара”, или “цуйфуку”. В давние времена, в Японии, когда умирал знатный человек, вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т. д., чтобы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Этот обычай позднее стал называться “дзюнси”. В дальнейшем, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось совершать самоубийство здесь же, на могиле их хозяина. В соответствии с нормами Бусидо самураи ни во что не ценили свою жизнь, отдавая себя полностью служению только одному своему господину, и именно поэтому-то, смерть сюзерена и влекла за собой бесчисленные случаи оибара. Дав обещание “отдать свои тела господину по его смерти”, обычно 10-30, а иногда и более ближайших слуг феодала убивали себя, сделав сэппуку после его кончины.

Также производилось харакири в знак пассивного протеста против какой-либо возмутительной несправедливости для сохранения чести самурая, примером можно назвать невозможность совершения кровной мести. Иногда харакири делали в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применить свои профессиональных навыки воина в составе дружины феодала (при утере вассалитета). Другими словами, харакири было универсальным выходом из любой затруднительной ситуации, в которой оказывался самурай.

Такая легкость лишения себя жизни была обусловлена полным пренебрежением к ней, выработанным с помощью дзэнского учения, а также присутствием в среде буси культа смерти, который создавал вокруг прибегнувшего к сэппуку ореол мужественности и делавшего его имя известным не только среди оставшихся жить, но и в будущих поколениях.