Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.
Морихей Уесиба

Айки и Киай. История возникновения.

  • Фото 1 / 2
  • Фото 2 / 2
2июня

Занимаясь восточными единооборствами, в том числе и Айкидо, вы часто слышите и видите употребление терминов Айки и Киай.

  • Айки, aiki — соединение (гармония) энергии, метод использования энергии Ки. Широко используется в айкидо, как способ управления энергией противника, и является даже частью его наименования этого вида кэмпо.
  • Киай, kiai — искусство использования энергии звука, для воздействия на противника в кэмпо, для лечения в ки-ко, для магического воздействия на себя или окружающее в сюгэндо, ниндзюцу, ки-ко.

Итак, киай – это боевой крик в айкидо. На физическом уровне он представляет собой воодушевляющий крик, который исходит из живота и отражает гармонию тела и сознания. С духовной стороны представляет собой пробуждающую силу, которая придает форму полной концентрации.

Внешний киай Морихэя Уесиба вселял благоговейный трепет. Его крики были слышны за милю, в товремя, его внутренний киай давал ему потенциал нейтрализовать атаку еще до того, как она возникала. И даже, когда Морихэй был уже при смерти, киай его все равно был неимоверно сильным. Проще говоря, киай — это кототама энергии жизни.

Проявление кототама на техническом уровне имеет название – ямабико – «горное эхо».

Аналогично тому, как горное эхо поглощает в себя любой звук, сказанный каким угодно образом, так же и техники Айкидо, исполненные на высоком уровне, дают человеку возможность отреагировать, поглотить в себя и направить назад любой вызов, независимо от условий, в которых он находится.

Этому уникальному искусству, отводится особое место среди остальных способов ведения боя, потому, что главным оружием выступает не какой-либо предмет, не тело бойца, а его голос. Слово киай сложено из двух иероглифов: ки и ай. Ки означает энергию, волю, а ай – средоточие, объединение.

Возникновение искусства киай, связано тем, что естественной реакцией человека, очутившегося в опасной ситуации, был крик. Крик боязни, крик для зова на помощь, или для предостережения своих друзей. Все знают, что даже обыкновенный громкий крик, обезумевшего от страха человека, может пошатнуть агрессивное намерение нападающего, а, возможно, вообще, остановить нападение. Зная эффективность этого действия, практически все военные школы прошлого, и не только восточные, но и западные, применяли человеческий голос, как неотъемлемую часть сражения.

На Востоке, влияние крика, на итог поединка, никогда не было недооценено. Так, в Тибете и в Японии эта техника была возведена в давние времена до уровня искусства. Особенностью этого явления является проведение энергии к предполагаемой цели через звук. Киай способствует концепции гармонии духа и энергии, и имеет в виду смешивание таких факторов, которые обусловливают абсолютную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные способности. Из этого вытекает, что человек более сильный по этим определениям, может управлять более слабым.

Необходимо было долгие годы обучатся, чтобы усовершенствовать первоначальный запас энергии в хара (точка, расположенная в трех сантиметрах ниже пупка), который давал возможность будоке парализовать, сокрушать, отбивать нападение или спасать другого воина. Сейчас, военному значению крика не уделяют внимания, исключением являются, разве что, рукопашный бой.

В заключение, можно сказать, что киай – это централизация энергии каналов живота, и эта энергия скоординирована и направлена к цели. При достижении высокого уровня, действие крика не зависело от громкости и продолжительности звука, эффект достигался при помощи особенностей тона и вибрации. Практические занятия киай способствуют укреплению области танден, а также является немаловажным моментом в развитии мужества, смелости, а также таинственной силы, которая была у настоящих мастеров будзютсу.