Твой ум должен быть в гармонии с устройством Вселенной; твоё тело должно быть в ладу с движениями Вселенной; тело и ум должны быть как одно целое с помощью активности Вселенной
Морихей Уесиба

Словарь Айкидо

Абара  ребро
Аго  челюсть
Агура (Сидзэн-андза)  позиция сидя, скрестив ноги (поза портного), принимают для внутренней концентрации.
Ай  гармония, объединение, унификация.
любовь (в ином написании). Дух любви – это дух гармонии, всеобъемлющая любовь, сочувствие всему сущему в мире.
Ай ути  взаимное уничтожение.
Ай-нукэ  взаимное сохранение.
Ай-ханми  Стойка соответствия. Положение партнеров, при котором у обоих вперед выдвинуты одноименные ноги.
Ай-ханми-кататэ-дори  одноимённый захват запястья.
Айки  сочетание универсальной духовной силы.
Айки-дзиндзя  храм Айки. В этом храме, расположеном в Ивама, префектура Исараги, обитает дух Основателя.
Айки-отоcи  техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия “выдёргиванием” ног в сторону потери равновесия.
Айкидо  путь духовной гармонии. С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты, как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.
Айкидока  Тот, кто занимается Айкидо
Айкикай  Айки-ассоциация. Термин, который используется для обозначения организации, созданной О-сенсеем для распространения Айкидо.
Аматэрасу  Богиня Солнца.
Аригато  спасибо
Аси (аши)  нога, ступня.
Атагани-рэй  поклон друг другу.
Атама  голова.
Атэми  Удар. Применяется для нейтрализации Ки противника, т.е. для выведения его из равновесия.
Атэми-вадза  раздел Айкидо изучающий технику удара.
Аюми-аси  Передвижение вперёд. Полный шаг.
Боккэн  деревянный меч.
Бу  Воинственный пыл, боевой дух.
Будо  путь бу, путь воина, дисциплины, обучающие боевому искусству и направляющие умственное и духовное развитие.
Будока  человек, следующий путем воина.
Буси  самурай, воин.
Бусидо  "Кодекс чести самураев".
Ва  личная, собственная, глобальная гармония. Мир.
Вадза  дело, работа, техника, приём, способ.
Ваки-дзаси  малый меч, который обычно носили на боку, затыкая за пояс. Как правило использовался для сэппуку.
Гаэси  поменять направление.
Гёкудза  “царское” место в додзё.
Ги  одежда.
Гокё-осаэ  пятый приём удержания противника.
Гэдан  нижняя часть (плоскость) тела.
Гэдан-но-камаэ  позиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне.
Гэри-вадза  техника ударов ногами.
Гяку  разноимённый.
Гяку-котэ-гаэси  обратный котэ-гаэси.
Гяку-ханми  разноимённая стойка относительно позиции партнёра.
Гяку-ханми-кататэ-дори  разноимённый захват запястья.
Даймё  владетельный феодал в средневековой Японии.
Дайто-рю  “Школа Великого Востора”. Традиционная система Айки-дзюцу и дзю-дзюцу.
Дан  ступень мастерства; уровень, степень.
Дза-рэй  приветствие в позиции сидя на коленях.
Дза-сики  этикет, который соблюдают в позиции сидя.
Дзансин  “непрерывная концентрация духа, проступающееся сознание”. Каждый связан с партнёром, даже после броска, непрерывным потоком ки; одновременно готовый отразить атаку со всех сторон.
Дзё (джо)  короткая деревянная палка высотой 128 см (или индивидуально – как правило до подмышечной впадины или подбородка).
Дзё-дори  отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.
Дзё-доса  упражнения с дзё.
Дзё-кихон-субури  базовые движения с дзё.
Дзё-но-ката  различные ката с дзё.
Дзё-сэки  левая сторона от камидза. Стена, у которой сидят ученики более высокого уровня или ассистенты инструктора.
Дзёдан  верхняя часть (плоскость) тела.
Дзёдан-но-камаэ  позиция, при которой меч (рука) находится в верхем уровне.
Дзин  человек, персона, человеческое существо.
Дзин-но-кокю  Дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации.
Дзори  соломенные сандалии.
Дзю-вадза  техника свободной работы с партнёром. Подразумевается защита от определённого вида атаки.
Дзюдзи  крест, скрещивание.
Дзюдзи-гарами  “сплетение рук в виде креста”. Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.
Дзюдзи-нагэ  бросковый вариант дзюдзи-гарами.
Дзюсин  баланс, центр тяжести.
Дзюсин-камаэ  позиция нагэ после завершения приёма. (нагэ должен сохранять равновесие и полное представление об окружающей обстановке).
Дзюцу  умение, искусство, техника.
До  Путь. В Японии – любое искусство, которое практикуется для развития духовного и технического мастерства. Рассматривают как “До” – путь к гармонии тела и духа. Например: Айкидо; Кэндо; Сёдо (искусство каллиграфии).
Доги  традиционная одежда для тренировки.
Доги-дори  захват за одежду.
Додзё  “место встречи с истиной; место где постигается Путь”. Название, применяемое к буддийским храмам и любому тренировочному залу, где практикуют Путь. Зал для занятий.
Додзё-ни-рэй  приветствие залу воинских искусств. Как правило, выражается в виде поклона при входе в зал.
Додзо (хай-додзо; хадзимэ)  команда: начать.
Домо  спасибо.
Домо-аригато-годзаймасита  Домо-аригато-годзаймасита – Большое спасибо. Сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность инструктору за проведённую тренировку.
Дори (тори)  взять, уловить, захватить.
Доса (ундо)  упражнение.
Досю (Дошу; Досу)  “Мастер Пути”. Следуя традиционным Японским обычаям, положение Досю передаётся по наследству. Настоящий Досю -Уэсиба Моритэру, внук Основателя Айкидо.
Дохай  начинающий ученик, который ещё только ступил на Путь.
Дэси  ученик, учящийся, обучающийся.
Ёко  сторона, бок, сбоку, в бок, в сторону.
Ёко-гэри  боковой удар ногой.
Ёко-укэми  падение, страховка на бок.
Ёкомэн-учи  боковой рубящий удар (удар в висок).
Ёнкё-осаэ  4-й контроль удержания.
Иай-до  одно из направлений Кэн-дзюцу. Мгновенное выхватывание меча и атака.
Иккё-осаэ  1-й приём удержания.
Ирими  прямой вход (как правило в атаку).
Ирими-нагэ  бросок прямым вхождением.
Ирими-тэнкан  “вход + поворот”. Одно из базовых движений тела в Айкидо.
Ирими-хо  вводное упражнение для внутренней подготовки к действию.
Кай  организация, федерация, общество, ассоциация и т.п.
Кайдэн  “Всё отдал” – полное посвящение в тайны искусства.
Кайтэн  колесо, круг, вращение, оборот.
Кайтэн-нагэ  бросок вращением.
Камаэ  стойка, позиция.
Камидза  “верхнее место; почётное место”. Место в додзё, которое посещают ками.
Канн  клуб, стиль.
Ката  “фиксированная форма, формальное задание”. Определённая последовательность в выполнении формы упражнений. Используется в воинских искусствах как метод изучения.
Ката (другое написание)  плечо.
Ката-дори  захват за плечо.
Ката-дори-мэн-ути  захват за плечо с одновременным ударом второй рукой.
Катана  Самурайский меч
Катана-какэ  Подставка для меча
Кататэ  запястье; одна рука.
Кататэ-дори  захват за запястье руки.
Ки  “сущность, энергия, дух, воздух, чувство, ум”. Жизненная энергия или сила, которая держит сознание вместе. Ки в полной мере может
Ки-но-нагарэ  поток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник в Айкидо.
Киай  “полнота Ки”. На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порождённый из глубины существа (хара); на духовном плане – это проявление, как постоянное истечение жизненной энергии. Киай О-Сэнсэя был слышен на полмили вокруг.
Кидза  положение на коленях,когда ступни стоят на пальцах.
Кимэ  сосредоточение, концентрация. Сгибание сустава в направлении естественного движения. Также означает физическую и духовную концентрацию для решающих действий.
Кири-отоcи  Опрокидывающее срубание вниз. Название одной из бросковых техник Айкидо.
Кихон  корни Ки. База, фундамент, основа.
Кихон-вадза  базовая техника, основы.
Кихон-ги  базовые, фундаментальные знания.
Кихон-дзюмби-доса  базовые подготовительные упражнения; разминка, включающая базовые элементы техники Айкидо.
Кобудо  традиционные воинские искусства.
Кобукан  “Зал божественных воинов” – название первого додзё О-Сэнсэя в Токио.
Кокю  “Вдох-выдох, дыхание”. Жизненное дыхание, порождённое Космосом. Технически, кокю относится к правильному регулированию дыхания и ровному, бесперебойному потоку внутренней силы.
Кокю-нагэ  бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.
Кокю-рёку  сила дыхания. Практика всех приёмов Айкидо культивирует (развивает) кокю-рёку.
Кокю-хо  специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю.
Кокю-хо-тэнкан (тай-но-хэнка)  исполнение дыхательных упражнений с движениями тэнкан.
Кондзё  сила воли, характера, духа, выдержки, терпения.
Коннитива  Здравствуйте!
Коса-дори (ай-ханми-кататэ-дори)  одноимённый захват запястья (из положения ай-ханми).
Коси  бедро, поясница.
Коси-нагэ  бросок через бедро.
Котай (кури-кай)  поменяться местами, инициативой.
Котэ  запястье.
Котэ-гаэси  бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.
Кохай  младший ученик.
Куби  горло, горловина.
Куби-симэ  мертвая хватка, удушение.
Кудзуси  выведение противника из равновесия.
Куми-тати  парные упражнения.
Кэйкоги  тренировочная одежда в Айкидо (куртка, брюки).
Кэн – меч, а также кулак.  Кэн – меч, а также кулак.
Кю  ученик в Айкидо, начальная степень мастерства (разряд).
Ма-ай  Боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста занимающихся и от того, чем они вооружены.
Маттэ  Ждите!
Маэ  лицевой, передний, вперед, впереди.
Маэ-укэми  кувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки.
Миги  правый.
Миги-ханми  правосторонняя стойка.
Мисоги  очищение.
Моротэ дори  удержание одной руки двумя руками.
Муна-мото-дори  захват двумя руками за верхний отворот куртки в области груди.
Мунэ  грудь.
Мунэ-дори  захват за отворот куртки в области груди.
Мунэ-цуки  удар или толчок в грудь.
Мусуби  гармоническое единство, единство с Вселенной. Вид медитации, применяется в Айкидо в начале и конце тренировки.
Мэн-учи  рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом.
Нагарэ  поток, течение, школа, направление. Непрерывный поток Ки во время исполнения техники.
Нагэ (тори)  бросок. Также тот, кто истолняет технику на укэ.
Нагэ-ваза  техника бросков.
Никё-осаэ  2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.
О-Сэнсэй  Большой Учитель, то есть Морихэй Уэсиба – основатель Айкидо.
Оби  пояс.
Омотэ – лицевой  лицевой. Техника исполнения приёмов на вхождение.
Онэгай-симас  Будьте любезны; Прошу Вас; Пожалуйста, будьте моим партнёром. Традиционное приветствие в начале тренировке означающее: “пожалуйста давайте начнём заниматься”.
Орэнайтэ  несгибаемая рука. Одно из названий упражнения, формирующего тэ-гатана.
Осаэ-вадза  техника болевых удержаний.
Отоси  падение, понижение, бросание, подножка.
Райхинсэки  место в додзё для посетителей, гостей.
Рандори  вольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров. Один из разделов Будо.
Рё-ката-дори  захват за оба плеча или лацкана.
Рё-мунэ-дори  захват за отвороты кимоно двумя руками.
Рё-содэ-дори  захват за два рукава.
Рё-тэ-дори  захват двух рук партнёра спереди.
Рё-хиджи-дори  захват за два локтя.
Рицу-рэй  приветствие стоя.
Рокё (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ)  удержание фиксированным воздействием на локоть.
Рэй  Поклон, приветствие, вежливость. Используется как команда (возглас наставника), сигнал для приветствия.
Рэйсики  ритуал, церемониал.
Рэнсю  тренировка, упражнение, учёба, практика.
Рю  школа, поток, течение.
Сабаки  термин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения.
Санкё-нагэ  бросковый вариант санкё.
Санкё-осаэ  3-й контроль удержания. Скручивание запястья.
Сёдан  начальная ступень. 1-й дан.
Сёмэн  “верхняя часть маски”. Фасад, фронт, лицевая часть чего-либо.
Сёмэн (другое написание)  “лицевая сторона письма”. Название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза – алтарной части додзё.
Сёмэн-учи  фронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперёд.
Сёмэн-цуки  прямой удар кулаком в верхнюю часть туловища, головы.
Сидоин  инструктор, руководитель, наставник. Обычно присваивается от 3-го до 5-го дана.
Сикко  техника передвижения на коленях.
Симодза  нижнее место. Сторона додзё, расположенная напротив камидза.
Симосэки  правая сторона от камидза. У неё сидят ученики низших рангов.
Сихан  старший преподаватель в пределах школы (обычно присваивается с 5-го дана).
Сихо  4 направления.
Сихо-гири  рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо.
Сихо-нагэ  бросок на четыре стороны – одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.
Сокумэн  бок, сторона, профиль, боковой. В Айкидо используется как уход с линии атаки.
Сотай-доса  парные упражнения.
Сото  внешний, наружний, во вне.
Сото-кайтэн-нагэ  бросок наружним вращением.
Субури  основные одиночные упражнения с мечём или дзё.
Субури-то  деревянная копия меча для исполнения субури. Обычно более толстый и тяжёлый, нежели боккэн.
Сувари-вадза  техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.
Сувару  сидеть, садиться.
Суваттэ  команда: сесть!
Сэйдза  традиционная японская манера сидеть. Сидят на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая. Голову держат прямо. Полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара.
Сэмпай  старший ученик.
Сэнсэй  учитель.
Таби  традиционные Японские носки с вырезом для большого пальца.
Тай-но-хэнко  “изменение (перемена) позиции тела относительно чего-либо (отработка базовых элементов). Название вариаций изменения тела относительно четырёх сторон света.
Тайхо-вадза  техника “конвоирования, ареста” противника.
Тандоку-доса  одиночные упражнения.
Тандэн  “живот, брюшная полость”. Одно из названий центров, собирающих воедино духовную и физическую энергию человека.
Танто  “короткий меч”. Кинжал, нож.
Тати-вадза  техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.
Тати-рэй  приветствие стоя.
Таттэ  команда: встать!
Тобу-нагэ  бросок за голову.
Тори (дори)  захват.
Тори (Наге)  тот, кто выполняет технику; активная сторона; побеждающий в учебной схватке.
Тэ  рука.
Тэгатана  меч-рука. В основе Айки – лезвие ладони. Использование “руки-меча” основано Фудзивара Тэйдзюм в Х веке. Большинство техник Айкидо базируются на движениях меча.
Тэнкай  вращение, поворот.
Тэнти-нагэ  бросок небо-земля.
Тю  центр, середина, средний, центральный.
Тюдан  средний уровень.
Удэ  рука – от плеча до запястья.
Удэ-кими-нагэ  бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).
Удэ-осаэ  контроль; удержание руки. Одно из названий иккё.
Укэ  атакующий; тот, кто осуществляет предписанный наставником или свободно избранный вариант атакующих действий.
Укэми  “принимать телом”. Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём; а также способ восстановления равновесия, когда его нарушают атакой или контратакой.
Ундо (доса)  движение, упражнение, перемещение.
Ура  обратный, оборотный, задний.
Ура-ёкомэн-ути  обратный боковой рубящий удар.
Усиро  сзади, задний, назад, позади.
Усиро-ката-дори  захват сзади за плечо одной рукой.
Усиро-кататэ-дори  захват сзади за запястье.
Усиро-кататэ-дори-куби-симэ  удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).
Усиро-рёката-дори  захват за два плеча сзади.
Усиро-рётэ-дори  захват сзади двумя руками за две руки.
Усиро-уватэ-дори  обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра).
Усиро-укэми  страховка назад, а также все виды падений назад.
Усиро-эри-дори  захват сзади за воротник.
Усиро-эри-дори-мэн-ути  захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове.
Фунэ-коги-ундо (амэ-но-тори-фунэ)  “гребля на лодке”. Выполняется в трёх разных ритмах с какэ-гоэ (криками сопровождения).
Хаара  “живот, душа, тайные мысли, намерения”. Жизненный центр духовной и физической энергии человека. Местонахождение жизненной энергии. Японцы говорят: – “Нингэн бандзи хара до- каждый берёт своё начало из хара”.
Хадзимэ (додзо; хай-додзо)  команда: Начали!
Хай  да, понял, хорошо.
Хай-додзо  “да, пожайлуста”. Просьба продемонстрировать исполненную (показанную) технику к ученикам.
Хакама  широкие юбка-штаны самурая. В Айкидо ношение хакама разрешается обычно тем, кто получил сёдан и выше. Символизирует связь Айкидо с Будо и традициями самураев.
Ханми-но-камаэ  позиция вполоборота. На 45° . Базовая стойка Айкидо.
Ханми-хандати-вадза  техника исполнения приёмов, когда атакующий стоит, а обороняющийся сидит на коленях.
Хантэн  переворачиваться, поворачивать обратно. Движение похожее на ирими-тэнкан. Основано на проходе под ударом.
Хидари  левый.
Хидари-ханми  левосторонняя стойка.
Хидза  колено.
Хидзи (эмпи)  локоть.
Хидзи-дори  захват за локоть. Название броска использющего блок локтя.
Хидзи-кимэ-осаэ  удержание фиксированным воздействием на локоть.
Хирики-но-ёсэй-хо  подготовительные упражнения для выработки правильного положения локтя и культивации локтевой силы, а также нейтрализации силы захвата противника.
Хо  Метод, способ
Ходоку  Освобождаться, распутываться
Хомбу-додзё  обычно подразумевает штаб-квартиру Международной федерации Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г. Токио.
Цуба  гарда меча (служит для защиты руки).
Цуги-аси  приставной шаг.
Цука  Рукоять меча
Цуки  Удар или толчок
Энбу  Показательные выступления
Эри  воротник, отворот.
Эри-дори  захват за воротник.
Юби  палец.
Юби-дзюцу  Искусство (техника) поражения уязвимых точек противника
Юданся  обладатель чёрного пояса, ступени мастерства.
Юданся  Обладатель черного пояса
Ямато  «Великая Гармония»
Ямэ  Стоп! Прекратить! Закончить!
Яри  Копьё